top of page

«Русский военный корабль, иди на х#й!»

Сколько можно заработать на легендарной марке и почему «русский корабль-2» никогда не подорожает

627a5fd6c11e820023a98931_optimized_800_c800x667-0x0.png

Выпущенная “Укрпочтой” марка «Русский военный корабль, иди на х#й!» стала не только мэмом и сувениром. Специалисты считают ее перспективным активом для инвестиций. Уже в первые дни “копеечные” марки начали продавать по $200-300 и дороже. Сколько смогут заработать в будущем владельцы «русского корабля…» и будут ли цениться следующие марки военной серии, которые планирует выпустить почтовый оператор, разбирался «Минфин».

Мэм, сувенир и сакральный предмет

В начале марта “Укрпочта” объявила конкурс на иллюстрацию для первой военной марки. Ее темой стала легендарная фраза пограничника с острова Змеиный. Уже в апреле марку запустили в производство и начали продавать в отделениях. Успех превзошел все ожидания. За долгожданной новинкой выстроились длинные очереди.

На “Укрпочте” марку серии F продавали по 23 грн, вариант для международных отправлений (серия W) стоил $1,5 в эквиваленте. Но уже вскоре эти же марки появились на украинских и международных торговых площадках по заоблачным ценам. Например, на eBay в середине апреля за них просили по $1500-2000 за лист (6 марок). На благотворительном аукционе ProZorro марка была продана за безумные деньги — 5 млн грн, при стартовой цене лота в 25 тыс. грн.

укрпошт магазин.JPG

По данным гендиректора “Укрпочты” Игоря Смелянского, к 20 апреля почтовый оператор продал более 700 тыс. марок. После этого они исчезли из отделений. Тем, кто замешкался, предложили купить марку в онлайн-магазине – там оставалось еще порядка 100 тыс. экземпляров.


В течение недели «Минфин» пытался пробиться в онлайн-магазин, чтобы купить 1 лист из этого остатка, но все попытки были тщетными: сайт хронически не работал из-за высоких нагрузок и невероятного спроса.

Почему марка стала такой популярной? Все дело в истории, которая за ней стоит, и в удачном стечении обстоятельств. Все вместе — удачный слоган, красивая иллюстрация и, наконец, уничтожение российского крейсера “Москва”, изображенного на марке, сработало на то, чтобы спрос стал ажиотажным.


По мнению филателиста и члена худсовета “Укрпочты” Михаила Крамаренко, эта марка превратилась в сувенир, мэм и сакральный предмет для украинцев. “Сегодняшний спрос сильно подогрет тем, что именно этот корабль уничтожен. Сама идея выпуска лаконичная, она, в принципе, достаточно удачная”, — говорит он.


Разброс цен на аукционах объясняется как спросом, так и “хотелками” продающих. Некоторые участники продают по одной марке, однако большая часть — целыми листами и с конвертами. Особую ценность имеют марки FDC (first day cover) — погашенные штемпелем первого дня выхода.

марка продана.JPG

В обсуждениях на разных площадках филателисты нынешние цены называют “хайповыми” и спекулятивными. Более-менее адекватной ценой коллекционеры сейчас считают $25-30 за 1 марку (то есть около $180 за лист). Тем не менее, находятся те, кто готов выложить за вожделенную марку и несколько сотен долларов и больше. Стоит ли это делать? И сколько будет стоить “русский корабль” через несколько месяцев или лет?

Марка на будущее

Долгосрочные инвестиции в марки в мире могут позволить себе очень немногие люди. Численность мирового сообщества филателистов, по разным оценкам, достигает примерно 40 млн человек. Большинство из них покупает марки, исходя из коллекционных интересов, а не стремясь к выгоде. Впрочем, если интересы или обстоятельства меняются, а стоимость марки или всей коллекции растет — ничто не мешает заработать на своем хобби.


Возможно, так же будет и с маркой «русский корабль». Хотя после того, как спадет первый ажиотаж, получить за нее тысячу долларов и больше, скорее всего, не удастся. Тем не менее, перспективы у марки хорошие.

русский корабль главная.jpg

«Даже когда «осядет» первый спрос, цена на этот выпуск по отношению к номиналу, будет выше. Для инвестиций она очень привлекательна. Цена может вырасти до $100 долларов за марку (около $600 за лист), учитывая, что весь тираж продан», — полагает Михаил Крамаренко.


Тираж — важный вопрос. Чтобы удовлетворить аппетиты украинских коллекционеров, обычно достаточно 50 тыс. экземпляров. Но в случае с «русским кораблем» речь идет о миллионе (марка выпущена в двух номиналах, каждая по 500 тыс. шт). Большая часть из заявленного тиража осядет у обычных украинцев, которые купили марку как сувенир и памятный предмет. Меньшая - попадет в коллекции, и именно она будет определять дальнейшую стоимость марки: чем меньше “свободных” экземпляров на рынке, тем выше коллекционный спрос.


Со временем он будет расти за счет нового поколения коллекционеров, которое будет искать эту марку для пополнения коллекций.
Немаловажный фактор, который может взвинтить цену марки в будущем, — успешный исход войны для Украины, что дополнительно подстегнет к ней интерес.

Какие марки ценятся

Стоимость марки зависит от спроса на нее, а спрос во многом определяется ее “легендой”.


На одном из профильных форумов США пользователи шутят, что попытка заработать на марках сродни попытке выиграть у однорукого Джо. Кажется, что вы вот-вот сорвете джекпот, но – увы! На первом слоте вам выпадает $100, на втором — $1000, а на третьем написано — “извините, вы проиграли”.


Чтобы заработать на марке, нужно соблюсти слишком много условий. Это должна быть «нужная» марка: нужной серии, года, выпуска. Но даже если эти условия совпали, может оказаться, что марка немного потерлась и у нее “нетоварный” вид.

«Филателисты ценят только марки идеальной сохранности. Если ее носить в кошельке месяц, то коллекционной ценности она уже иметь не будет. Большая часть этих марок, купленных в качестве сувениров, будет утрачена. Тот, кто покупает «русский корабль» с расчетом на то, чтобы получить прибыль, должен хранить марку в идеальном состоянии» — поясняет Михаил.


Особую ценность имеют так называемые «бракованные» марки. Например, если при печати пропущен цвет, нарушена перфорация, перевернуто изображение и т.д. “Бракованные марки ценятся в десятки раз, или на порядки больше обычных. Зависит от количества обнаруженных экземпляров”, — говорит Михаил и добавляет, что пока о таких, связанных с “русским кораблем”, не слышал.

Корабль-2 и военная серия

Кроме первой марки о русском корабле, “Укрпочта” выпустит и другие. Среди вариантов, которые обсуждаются, - марка с Путиным, «Доброго вечора, ми з України», марка о ЗСУ. Уже точно известно, что будет выпущена марка о русском корабле-2 и посвященная самолету АН-225 “Мрія”, уничтоженному оккупантами в начале войны.

русский корабль все.jpeg

Все три не имеют общего подхода или концепта. Объединяет их только война в Украине. После войны все марки, выпущенные в это время, будут называть «выпусками военного времени».


«Во все времена в разных странах, в периоды войн или конфликтов прибегают к тому, что выпускают наиболее необходимые марки, то есть те, которые служат для оплаты почтовой корреспонденции. Они называются стандартными. Значимые события отмечаются памятными выпусками, которые интересны уже для коллекционеров», — поясняет Михаил Крамаренко и добавляет: «Чем дольше мы держимся, чем больше у нас успехов, тем больше у нас может быть поводов для таких выпусков».


В будущем, наверняка, найдутся коллекционеры, которые могут захотеть собрать тематическую коллекцию, посвященную именно этому военному периоду в истории Украины. Тем не менее, перспективы “корабля-2” сейчас выглядят не слишком оптимистично. «Если рассматривать ее как инвестицию, с учетом тиража в 5 млн, — это неудачный ход. Эта марка вряд ли будет пользоваться спросом. В плане коллекционирования - это сильный просчет, эта вторая марка никогда не подорожает», — уверен эксперт.
 

По мнению Крамаренко, именно первая марка вызывает положительные эмоции, поднимает дух, имеет не только коллекционную, но и социальную значимость, и люди хотят купить именно ее.

марка мрия (1).jpeg

С точки зрения филателии, нет никаких ограничений, почему нельзя выпустить второе издание первого выпуска марки «русский корабль». Подобные случаи уже были в истории Украины, например, с маркой «Так!», которая была выпущена в 2004 году двумя тиражами. «Второй тираж «русского корабля» не стал бы цениться так сильно, как первый, зато он удовлетворил бы спрос и точно был бы успешно распродан “Укрпочтой”. А коллекционеры покупали бы оба тиража», — считает Михаил. Что касается марки, посвященной «Мрии», то пока судить о ее инвестиционной привлекательности невозможно: нет данных о выпуске, тираже и т.д. В дальнейшем на ее рыночную стоимость может сильно повлиять исход войны в Украине и будущее восстановление легендарного самолета — история, которая сможет сделать ее популярной среди коллекционеров. «Этот рисунок замечательный, детский, искренний. Он концептуально очень хорошо попадает во все наши злободневные темы», — говорит Крамаренко.

Марочное разнообразие

Среди коллекционеров очень ценятся и так называемые марки-контрафакты военного периода. Сейчас в мире их не выпускают, а в Первую и Вторую мировые войны их активно штамповали, правда, делали это не почтовые администрации, а другие организации – спецслужбы, например. Поэтому их нельзя было клеить на конверты и отправлять по почте. Марки могли сообщать о захвате того или иного объекта, или о наступлении, которого не было. Их цель — поддержание боевого духа солдат либо уничижение противника.
 

По словам Михаила Крамаренко, впоследствии тиражи таких агитационных марок и открыток уничтожались как фейки, уцелела лишь небольшая их часть, что и определяет их высокую цену. «Во время нынешней войны подобные открытки и марки для нас были бы очень уместны», — полагает он.

До конца 70-х - начала 80-х марки считались хорошей инвестицией. Они безудержно росли в цене, но пузырь, в конце концов, лопнул и случился обвал: цены ушли вниз на 50%, особенно актуально это было для Великобритании, Австралии, США. Восстановление заняло без малого 20 лет. С оглядкой на эти события, некоторые филателисты рекомендуют относиться к маркам как к высокорисковым инвестициям и быть готовым потерять деньги.


Впрочем, многие с этим не согласны. «Бурный рост цен на марки продолжался до 2007-2008 гг. После мирового кризиса марки упали в цене, но несоизмеримо меньше, чем антиквариат, живопись и т.д. Они оказались надежнее. Марки не являются рискованным вложением. Просто необходимо использовать интеллект, как один из основных инструментов анализа прочности инвестиции. Нельзя сводить вложения в филателии на уровень игры на акциях на бирже”, — поясняет Михаил.

негашеный однофунтовик с Эдуардом VII 1902 года

P223004910-1 (1).png

пятифунтовая «Виктория» с печатью

Тезис о высоких рисках вложений в марки пытаются развенчивать торговые и аукционные дома, бизнес которых заключается в инвестициях в марки. Чтобы удержать рынок и заработать на нем, некоторые торговцы предлагают потенциальным инвесторам объединять усилия, вкладываясь в супердорогие экземпляры. Инвесторы распределяют риски, покупая и продавая марку по частям — что-то вроде активно управляемого взаимного фонда. Такие торговые дома обещают доходность в среднем в 12% в год.


Например, типовой инвестпортфель от филателистического дилера Stanley Gibbons, который компания предлагает клиентам, до кризиса 2008 года включал такие марки:


● негашеный «черный пенни» 1840 года

● негашеный однофунтовик с Эдуардом VII 1902 года

● негашеный однофунтовик с Георгом V 1931 года

● пятифунтовая «Виктория» с печатью

Прирост в цене этого пакета за период с 1999 по 2005 гг. составил 60% (стоит 13,2 тыс. фунтов).


Технологии позволяют игрокам рынка подключать и другие маркетинговые возможности, такие как криптомарки и NFT. Пример первого — криптомарки от Почты Австрии. Это физическая почтовая марка, у которой есть «цифровой двойник» в Ethereum. Покупатель может сохранять виртуальную коллекцию марок, а также получает настоящую, физическую марку, которую можно использовать для отправки почты и посылок.


Второй вариант, с NFT, ближе все же не к инвестициям, а к искусству — пользователи создают NFT из марок, например, собранных по цветам, либо преобразованные в лицо или силуэт, либо “оживляют” марки.

Самые дорогие марки

Британия

“Британская Розовая Гвиана” — ее называют Моной Лизой филателии. Одноцентовая стандартная марка существует в единственном экземпляре, выпущена в 1856 году. Куплена в июне 2021 года за $8,3 млн Stanley Gibbons (сама компания стоит около $19 млн).

698px-US_Airmail_inverted_Jenny_24c_1918_issue (1).jpeg

США

Одна из самых дорогих американских марок — 24-центовая “Перевернутая Дженни”. Выпущена в 1918 году, на ней изображен самолет JN-4. В 1977 году прокурор Детройта Рональд Бэсси купил ее на пике, заплатив $36 тыс. В 2021 году за $4,9 млн ее купил Дэвид Рубенштейн, соучредитель инвесткомпании Carlyle Group.

Tiflis_stamp (1).jpeg

Российская империя

Первая марка империи по иронии была выпущена на ее окраине и называется “Тифлисская уника”. Шестикопеечная марка выпущена в 1857 году, до наших дней дошло всего 5 экземпляров. Цена каждой — примерно $700 тыс.

Самые красивые марки

3116_1024x1024 (1) (1).jpg

Чехия

“Прага 2000 — культурная столица Европы”, стала самой красивой маркой в 2002 году.

Швейцария

В 2015 году самой красивой стала офсетная швейцарская марка с изображением броши, используемой в национальной одежде.

155645 (1).jpeg

Норвегия

В 2019 году марка с изображением пейзажа норвежского художника Харальда Сольберга была названа самой красивой маркой в мире. В основе сюжета — картина “Улица в Рёрусе”. Сама картина входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Автор: Надежда Кемулария

bottom of page